chessboard Chess Andry's Шахматы:
Персональная страница Андрея Шутова  
 
<<< К списку статей ] [ автор ] [ письмо ]  
 
Немного о шахматах
Дебюты, которые мы выбираем
Практика и теория игры
Шахматная мысль в развитии
Мы все играем понемногу...
Шахматные базы
Шахматизмы

Гостевая книга
Где можно поиграть?

<<<  Главная страница
 

 ШАХМАТИЗМЫ  

"Чемпион мира должен любить шахматы больше собственной жизнии и, разумеется, больше собственной славы.

Он должен любить шахматы как Стейниц, обладать выдержкой Ласкера, тактом Капабланки, интеллигентностью Чигорина, неистовостью Алехина, культурой мышления Ботвинника, дерзостью Таля, рассудительностью Смыслова, честолюбием Фишера, невозмутимостью Спасского, спокойствием Карпова... "

"Шахматы приучаютк чувству ответственности, повышаютлюбознательность, воспитывают самостоятельность суждений..."

М. Эйве, чемпион мира, гроссмейстер

   

Шахматы сегодня
А.Котов.("Шахматы в СССР", №5, 6 1980)

Страница: 1 2 3 4 [ 5 ]

Эндшпиль

Заключительная часть партий - стадия самая стабильная. Методы игры в эндшпиле (главный из них - реализация достигнутого преимущества) мало изменяются. И сейчас эндшпиль разыгрывают в основном по тем же планам, что и в прошлом веке. Мало того, и в будущем игра в эндшпиле, видимо, будет сходна с современной.

Но что же все-таки изменяется с годами? Прежде всего техническая вооруженность шахматистов, знание ими способов достижения победы в ряде изученных эндшпилей и реализации перевеса в ряде типичных окончаний.

А. "Компьютерные" эндшпили.
К ним относятся те виды эндшпилей, способ выигрыша или достижение ничьей в которых проанализированы "до конца" и могут быть при желании заложены даже в качестве программы в компьютеры. Кстати, при определении конечного результата в некоторых позициях уже пользовались компьютерами.
Вот эти эндшпили:

1. Два коня против пешки;
2. Слон и ладейная пешка против пешки;
3. Пешечные окончания, решаемые определением "полей соответствия";
4. Ферзь и пешка против ферзя;
5. Ладья и пешка против ладьи;
6. Слон и пешка против слона;
7. Конь и пешка против коня;
8. Ладья и слон против ладьи.
Конечно, количество "компьютерных" эндшпилей постепенно будет увеличиваться.

Б. Эндшпиль и решение проблем миттельшпиля.
Отыскивая путь к победе в тот или иной момент миттельшпиля, взвесив все шансы, опытный шахматист иногда определяет, что кратчайший путь к победе - размены и переход в эндшпиль. Подобный способ решения проблем можно часто видеть сейчас в турнирной практике.
Остановимся на любопытном примере такого устремления в эндшпиль, продемонстрированном в партии Карпов - Лутиков (VII Спартакиада на-дов СССР).

1.е4 d5 2.ed Qxd5 3.NсЗ Qd6 4.d4 Nf6 5.Nf3 а6 6.BеЗ Ne6 7.Qd2 Bg4 8.Ng5 e5 9.d5 Nb4 10.f3 Bf5 11.Nge4 Qd7 12.O-O-O

Черные отстали в развитии, но, главное, расположили свои силы неудачно. Сейчас грозит простое 13.аЗ, поэтому черные вынуждены согласиться на вскрытие линий в центре, что, как правило, выгодно стороне, имеющей перевес в развитии

12. ... c6 13.dc Qxd2 14.Rxd2 Bxe4 15.Nxe4 Nxc6
.
Еще хуже 15. ..К:е4 16. fe К: сб 17. Сс41 Есть и иной способ опровержения взятия на е4 - белые "в промежутке" играют cb, после чего вся "постройка" черных разваливается в несколько ходов

16. K:f6 gf 17.Bd3!

Блестящее решение. Белые поля в лагере противника ослаблены, и на них-то и утверждается слон. Неподвижная пешечная масса черных в центре беспомощна, она не только не может двигаться, но постоянно требует защиты. Карпов намечает четкий план реализации позиционного перевеса - переход в эндшпиль, в котором слабости черных выявятся еще больше

17. ... O-O-O 18.Rhd1 Kс7 19.c3 h5 20.Bf5!

Угрожая ворваться ладьей на седьмую горизонталь. Поэтому черным приходится согласиться с дальнейшим ухудшением позиции фигур

20. ... Rxd2 21.Rxd2 Nb8 22.Ь4 Bh6 23.Bxh6 Bxh6 24.а4 Rh8 25.b4 b6 26.b5 Rg8 27.Kс2 ab 28.ab Re8 29.с4 Черные сдались.


[ Конец первой части. Продолжение следует... ] [ Вверх ]

 

 
  Andry Shutov, 2001-2005. Design by OSA Company.   практика и теория  
   
Hosted by uCoz