|
Немного о шахматах
Дебюты, которые мы выбираем
Практика и теория игры
Шахматная мысль в развитии
Мы все играем понемногу...
Шахматные базы
Шахматизмы
Гостевая книга
Где можно поиграть?
<<< Главная страница |
|
Информация. |
Т. Петросян о шахматах
Я глубоко убежден, что в шахматах, хотя они
и остаются игрой, нет ничего случайного.
Нужно научиться вести партии не только позиционно, но и играть
на атаку, хотя бы связанную с риском. Ибо смелым принадлежит
мир.
Шахматы обеднели бы, если выбросить мастерство мастерство
защиты. Настоящее произведение искусства в шахматах создается
только тогда, когда атаке противоставляется настоящая защита.
Нередко истинная находчивость пробуждается в трудные минуты
опасности, ее порождает желание спасти партию.
Каждый шахматист, играя с противником, в то же время борется
с самим собой. Каждая партия или матч - одновременно внутренняя
борьба.
Многое, слишком многое в шахматах зависит не только от умения
играть, но и от характера.
Стиль - человек. В моем шахматном стиле, как в зеркале, отразились
черты моего характера. Да мне свойственны осторожность, осмотрительность,
которые в молодости перемежались бурными взрывами вспыльчивости...
Однако я уверен, что на одной "осторожности" и "самоограничении"
нельзя выиграть два матча на первенство мира и четыре чемпионата
страны.
|
|
|
|
|
|
Взаимодействие пешек в новоиндийской защите.
Д.Бронштейн "Самоучитель шахматной игры" 2-е изд. М. "ФиС" 1987
Страница: [ 1 ] 2
Пешки не только помогают фигурам, образуя
определенную конфигурацию прикрытия, но и сами порой проявляют активность,
согласованными действиями отнимая хорошие места для развития у фигур соперника.
В открытых дебютах, если удается выманить с поля е5 черную пешку, часто
ходом е4 – е5 белая пешка идет в атаку на коня f6 – этот простой пример
хорошо всем знаком. В полуоткрытых дебютах пешка «е» вместе с пешкой «f»
часто являются зачинщиками опасной для черных атаки. В дебютах закрытого
типа после 1.d4 d5 2.с4 хорошо видно, как пешка «с» старается столкнуть
с пути истинного черную пешку «d» и сделать возможным острый ход е2 –
е4. Точно так же действуют пешки и в дебютах полузакрытого типа.
Модный вариант новоиндийской защиты – 1.d4 Nf6 2.с4 е6 З.NfЗ Ь6 4.аЗ
(47)
порой вызывает горячие теоретические споры: надо ли в дебюте тратить время
на движение ладейной пешки? Чтобы понять ход а2 – аЗ, надо вспомнить историю
этого варианта.
Когда белые на первом ходу играют d2 – d4, они сразу отнимают у черных
ход е7 – е5, который теперь связан с потерей пешки. В то же время белые
грозят сами сыграть 2.е4, получая превосходство в центре. Так ли
уж это значительно, что черные должны ходу е2 – е4 препятствовать? Если
черные умеют играть староиндийскую защиту, то они могут допустить выход
пешки на е4, но в позициях классического ферзевого гамбита черные, во
всяком случае в дебютной стадии, должны принимать меры против угрозы белых
ходом е2 – е4 полностью захватить центр.
Поэтому, когда черные не играют 1. ... d5, они продолжают 1.
... f5 или 1. ... Nf6 контролируя поле е4 и вынуждая белых
или жертвовать пешку ходом е2 – е4, или отказаться от этого хода. Зачем
мы так долго об этом рассуждаем? Потому что c «голубого ручейка начинается
река», из-за хода е2 – е4 фактически идет борьба в дебютах полузакрытого
типа: в защите Нимцовича, в новоиндийской и голландской защитах, в защите
Грюнфельда, даже в некоторых вариантах староиндийской защиты белым не
так легко сыграть е2 – е4... Ограниченное поле для игры – всего 64 квадрата
– помогает той стороне, которая ведет атаку, и, наоборот, затрудняет ведение
защиты другой стороне.
Об этом шахматисты говорят редко, забывая, что борьба идет на четко очерченном
пространстве и что в игре участвуют и... края шахматной доски, затрудняющие
сопернику оборонительные маневры, а королю – отступление. В борьбе за
большее пространство важную роль играет с к о р о с т ь движения пешек
в направлении центральных квадратов. Пешки, успевшие раньше захватить
поля за линией экватора, получают возможность создать укрепленное пешечное
заграждение, обеспечивая своим фигурам удобную перегруппировку для решающего
наступления. Самым характерным примером современной борьбы в центре может
служить способ разыгрывания новоиндийской защиты в турнирах и матчах последних
лет.
Вариант 1.d4 Nf6 2.с4 е6 З.NfЗ b6 издавна считался довольно безобидным
для черных, существовало даже мнение, что такой порядок ходов избирают
шахматисты, которые считают партнера более опытным и более сильным, и
такая постановка дебюта помогает уйти от сложных дебютных проблем при
игре... белыми. Вероятно, так оно и есть на самом деле, вариант для белых
очень надежный; но оказалось, что так могут играть и шахматисты с большим
опытом, поскольку в этом основном варианте новоиндийской защиты в распоряжении
белых много наступательных планов. Конечно, черные могут, по примеру первой
партии матча Спасский – Фишер, сыграть 3. ... d5, переходя к вариантам
ферзевого гамбита, но таково уж движение к истине, что шахматисты упрямо
не желают отказываться от сложившихся стереотипов, пока на собственном
опыте не почувствуют необходимость перемен. И потом, кто играет 1.
... Nf6, тот... не желает играть ферзевый гамбит.
Можно предложить и другое объяснение, почему большинство гроссмейстеров
упрямо играют 3... Ь6: они не верят, что «пассивный» ход 4.а3 может создать
черным затруднения. Когда-то ходом а2 – а3 любил начинать игру знаменитый
немецкий шахматист А. Андерсен (в ответ на 1. ... е5? белые ходом 2.с4!
получалн сицилианскую защиту с лишним темпом). В новоиндийскую защиту
этот ход пришел позднее. Можно вспомнить, как во время гастингского турнира
1930 года замечательный индийский шахматист Малик Султан-Хан ходом а2
– а3 изумил непроницаемого Капабланку: 1.Nf3 Nf6 2.d4 b6 3.c4 Bb7 4.Nc3
e6 5.a3! (48).
Отлично разыграв дебют, Султан-Хан после 5. ... d5 6.cxd5 exd5 7.Bg5
Be7 8.e3 получил перевес и, проявив незаурядное мастерство в миттельшпиле,
сумел форсированно перевести игру в выигранный эндшпиль. Эта сенсационная
победа сразу сделала индийского шахматиста чрезвычайно популярным. Впоследствии
Султан-Хан четырежды побеждал в чемпионатах Англии, выступал на шахматных
олимпиадах, где успешно боролся с лучшими игроками своего времени. Его
неожиданный отказ от участия в турнирах был шахматным миром воспринят
так же болезненно, как уход со сцены Р. Фишера.
|
|
|