chessboard Chess Andry's Шахматы:
Персональная страница Андрея Шутова  
 
<<< К списку статей ] [ автор ] [ письмо ]  
 
Немного о шахматах
Дебюты, которые мы выбираем
Практика и теория игры
Шахматная мысль в развитии
Мы все играем понемногу...
Шахматные базы
Шахматизмы

Гостевая книга
Где можно поиграть?

<<<  Главная страница
 

 ШАХМАТИЗМЫ  

М. Ботвинник - о шахматах

Чтобы побеждать, надо быть и художником и спортсменом... Нельзя добиваться спортивных успехов без солидной творческой базы, также, как нельзя создавать полноценные шахматные партии без хорошей спортивной подготовки.

Шахматы - типичные неточные задачи, подобные тем, которые людям приходится постоянно решать в своей повседневной жизни.... Вероятно, я имел определенное предрасположение к успешному решению неточных задач....

Строгость, законченность и сила логических построений, заключенных в той или иной содержательной партии, вызывают ощущение красоты шахмат, те эмоции, которые знакому каждому шахматисту....

   

Пешечная цепь.
Глава 9. А. Нимцович "Моя система" Изд "ФиС", 1984

Страница: [ 1 ] 2 3 4

1. Общие понятия и определения. База пешечной цепи. Идея двух отдельных театров военных действий.

После 1. е4 е6 2. d4 d5 3. e5 получается черно-белая пешечная цепь. Пешки d4, e5, е6 и d5 являются отдельными звеньями этой цепи. Пешку d4 надлежит рассматривать как базу, или основание, белой пешечной цепи; такую же роль играет пешка е6 в цепи черных пешек. Итак, базой мы называем нижнее звено цепи, на которое опираются все звенья. Всякая черно-белая пешечная цепь представляет собой ряд блокирующих друг друга белых и черных пешек, который делит доску по диагонали на две части. В дальнейшем мы будем называть черно-белую пешечную цепь просто пешечной цепью.

а) Идея образования цепи.
Прежде чем приступить к освоению материала, изучающему следует хотя бы бегло проверить, сохранилось ли у него ясное представление об открытой линии и блокировании проходной пешки; в противном случае ему придется освежить в памяти эти две - главы, так как они необходимы для правильного понимания изучаемой темы.

Диаграмма 199

Сущность разбираемого вопроса заключается в следующем: после 1. е4 е6 2. d4 d5 у белых, пока пешка находится на е4, всегда есть возможность посредством е4 x d5 вскрыть линию "е", чтобы начать там более или менее длительные операции (например, путем создания форпоста Ке5); продолжая 3. е5, они лишают себя этой возможности и, кроме того, без достаточных, казалось бы, оснований ликвидируют напряжение в центре. Почему же они делают это? Ну, я не думаю, чтобы наступательная энергия, накопившаяся в позиции белых до хода 3. е5, могла внезапно исчезнуть в связи с продвижением е4-е5. Несомненно, эта энергия сохранилась и после хода е4-е5, хотя бы и в несколько измененной форме.

Ходом 3. е5 белые прежде всего ограничивают подвижность неприятельских пешек, другими словами - блокируют их. А мы знаем, что пешки (особенно центральные) обладают громадной активностью (стремлением к продвижению), и поэтому указанным ходом мы причиняем противнику немалый ущерб.

Кроме того, в результате 3. е5 образовались два новых театра военных действий; одним из них является королевский фланг черных, а другим - центр.

б) Королевский фланг.

Диаграмма 200
Королевский фланг в качестве театра военных действий.

Пешку е5 можно было бы рассматривать как центр, выдвинутый вперед с целью демобилизации неприятельских сил и образования клина. Пешка е5 отнимает у черного коня поле f6 и, таким образом, дает возможность атакующим силам белых (Qg4) приблизиться к позиции противника. Королевский фланг черных, подвижность которого стеснена этой пешкой, может подвергнуться нападению и других белых фигур. Если же черные попытаются защититься посредством f7-f5, чтобы установить на 7-й горизонтали контакт между своими фигурами, то при этом скажется роль пешки е5 - клина, мешающего восстановлению связи между изолированным королевским флангом и остальными силами черных.

Мы имеем в виду следующее: белые атакуют пункт f7, и черные продвигают пешку "f" сразу на два поля, чтобы защитить пункт g7 по 7-й горизонтали. Однако эта (в общем превосходная) система защиты опровергается здесь энергичным противодействием пешки е5. На f7-f5 следует е5 x f6, и после Rf8 x f6 белые овладевают линией "е" и пунктом е5, что дает им возможность оказывать давление на отсталую пешку е6. В положении на диаграмме 200, где все операции ведутся на королевском фланге, наличие белой пешки на f4 явилось бы скорее помехой, потому что отрицательные стороны ее позиции (она загораживает путь слону с1 и тем фигурам, которые могли бы быть введены в игру через поле f4) преобладали бы над положительными.

в) Центр.

Помимо ограничения подвижности неприятельского королевского фланга ход е4-е5 преследует, однако, и другую цель: белые хотят приковать к месту пешку е6, чтобы затем напасть на нее посредством f2-f4-f5. При е6xf5 черные лишились бы основания (базы) своей пешечной цепи; если же они сыграют иначе, то белые могут либо образовать клин посредством f5-f6, либо продолжать игру по следующей схеме: f5xе6, f7xе6, Rf1-f7-е7, что было бы началом гибели пешки е6. Чтобы лучше уяснить себе сказанное, следует внимательно рассмотреть простейшее расположение фигур при фронтальной, фланговой и обходной атаках.

Диаграмма 201

В левой половине диаграммы ладья ведет фронтальную атаку: белые спокойно обстреливают объект атаки - пешку с6. В правой половине той же диаграммы возможность фронтальной атаки исключена, и поэтому белые стремятся выполнить один из маневров: Лgl-g6xf6 или Лgl-g7-f7xf6. При фланговой и обходной атаках белая пешка f5 является логически необходимой составной частью основной позиции.

В самом деле, не будь пешки f5, возможной сделалась бы фронтальная атака (это, конечно, значительно облегчило бы задачу); кроме того, нападение на подвижную пешку было бы стратегически неправильно и противоречило бы основному принципу, согласно которому объект атаки, прежде всего, должен быть лишен подвижности. Таким образом, расположение фигур в правой половине диаграммы действительно является простейшим (основной позицией) при фланговой или обходной атаке

Диаграмма 202
Схематическое изображение центрального театра военных действий. Оба противника ведут атаку против базы неприятельской пешечной цепи; ладьи стоят наготове, чтобы осуществить вторжение.

Это важное обстоятельство логически оправдывает указанный нами план игры в позициях, подобных приведенной на диаграмме 202, так как этот план способствует созданию желательного для нас расположения фигур. И если маневр, который мы описывали при рассмотрении основной позиции (диаграмма 201), является атакой, то атакующим является ход е4-е5 (образование цепи) и затем f2- f4-f5.

Таким образом, центр (в данном случае базу пешечной цепи - пешку е6) следует считать вторым театром военных действий. Резюмируем сказанное. Ход е4-е5 (то есть образование пешечной цепи) влечет за собой создание двух театров военных действий: одним является стесненный королевский фланг противника, а другим - база неприятельской пешечной цепи. Далее. Ход е4-е5 весьма агрессивен; если до этого продвижения белые нападали на пункт d5, то ход е4-е5 знаменует собой перенесение атаки на пешку е6; последняя посредством е4-е5 приковывается к месту, а затем белые начинают против нее атаку посредством f2-f4-f5.


[ Продолжение ] [ Вверх ]

 

 
  Andry Shutov, 2001-2005. Design by OSA Company.   практика и теория  
   
Hosted by uCoz