chessboard Chess Andry's Шахматы:
Персональная страница Андрея Шутова  
 
<<< К списку статей ] [ автор ] [ письмо ]  
 
Немного о шахматах
Дебюты, которые мы выбираем
Практика и теория игры
Шахматная мысль в развитии
Мы все играем понемногу...
Шахматные базы
Шахматизмы

Гостевая книга
Где можно поиграть?

<<<  Главная страница
 

 ШАХМАТИЗМЫ  

ЧЕМПИОНЫ МИРА О СТЕЙНИЦЕ

М. Ботвинник.

Стейниц отказался от романтического стиля игры... Появилось учение об использовании пешечных слабостей, о медленном, постепенном накоплении преимуществ, важности овладения открытыми линиями, силе стесненных позиций... Школа Стейница в свое время сыграла положительную роль в совершенствовании шахматного мастерства. Она нанесла решающий удар представителям "старой" школы, подняла позиционную технику на значительную высоту (1951).

В. Смыслов.

Популяризатор идей Стейница Тарраш сделал их доступными любителям шахмат. Благодаря ему я понял и оценил по достоинству значение теории Стейница, первого шахматного философа (1979).

Можно сказать, что весь путь шахматной истории - это отражение развития человеческой мысли, и каждая эпоха рождала своих ярких представителей: В. Стейниц (поиск истины), Эм. Ласкер (философия), Капабланка (расцвет логики), А. Алехин (возврат к романтизму) (1970).

   

Сомнения мастера
В.Н. Панов ("Шахматы в СССР", №9, 1940)

Страница: 1 2 3 [ 4 ]

О СОВРЕМЕННЫХ АНАЛИЗАХ

Впрочем, я хочу подчеркнуть, что я далеко не против изучения дебютных теоретических вариантов. Наоборот, их необходимо изу­чать по двум причинам: 1) чтобы не бояться на них идти; 2) что­бы ими не пользоваться, а пролагать новые пути.
К сожалению, теоретические анализы и руководства, как правило, строются по очень странной системе. Выписываются все партии, игранные за последний десяток лет, независимо от силы партнеров, их теоретической авторитетности и объективной силы продолжения. Все это классифицируется, оценивается финальная позиция
каждого подварианта (примерно около 20-го хода), и это преподносится читателю как теоретическое достижение. Почему именно сделан тот или иной ход, читателю не объясняется, но ему любезно предоставлено петушье право копаться в этой «теоретической» груде, ища практическую жемчужину.
Я считаю единственно правильным другой метод составления теоретических статей. В каждом существенном подварианте на основе критически проработанного материала аналитик должен отобрать лучшие ходы за ту и другую сторону с объяснением их достоинства.
В конце же, а может быть перед началом такого анализа, надо давать вводную часть, освещающую идеи данного варианта: т. е. к чему должны стремиться белые и как должны строить защиту черные.
Только такой метод, применявшийся Таррашем, Алехиным и отчасти Тартаковером и Л аскером, ценен и имеет шансы на долговечность.
Ни для кого не секрет, что сданные в архив старинные ходы вдруг возникают через несколько десятков лет как модные и сильнейшие продолжения. Для примера укажем хотя бы на вариант 1.e4 e6 2.d4 d5 3.Nc3 Bb4, который в учебниках прошлого столетия имел оценку «хорошо», в учебниках прошлого десятилетия оценку «малоудовлетворительно», а в современных анализах - оценку «отлично». Или вот еще ультрасовременный вариант дракона - последний крик моды!
Фриц - Мэкензи (Франкфурт­ский турнир, 1887). 1.e4 c5 2.Nf3 Nc6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 g6 5.Be3 Bg7 6.Nc3 Nf6 7.Be2 d6 8.Qd2 и т. д.
Задача аналитика - вдохнуть новые тактические и стратегические идеи в такие реставрированные варианты, критически относясь буквально к каждому ходу. В качестве хорошего примера можно привести партию Тартаковер - Чайес (Карлсбад, 1923), где белые играли гамбит Эванса и в этом, казалось бы до дыр изношенном и изученном, дебюте впервые за все время его существования применили длинную рокировку и блестяще выиграли.
Напомним и венскую партию Алехин - Эйве, 1937. Безусловно, можно и нужно воскресить или найти здоровые позиционно-комбинационные продолжения в королевском гамбите, в шотландских партиях и гамбите, в английской партии, а за черных - в гамбите Стаунтона, дебюте Нимцовича, в контргамбите Альбина и т. п.

ВЫВОДЫ И ПОЖЕЛАНИЯ

Сознавая, что данная статья является только первой попыткой толкнуть современную теоретическую мысль на новые пути, я вкратце формулирую ряд, может быть, бессистемных, но своевременных пожеланий, своего рода творческий наказ советским мастерам.
1. Необходим коренной пересмотр всей теории дебютов в сторону риска, фантазии и омолаживания их новыми стратегическими идеями.
2. Не бояться идти на некорректные продолжения, даже в изученных дебютах. Лишь бы они были достаточно сложными и дающими простор для творческого воображения.
3. Нужно избегать шаблона, отрешиться от само собой разумеющихся выводов. Известно, например, общее место о том, что два слона дают преимущество. Но есть тысячи позиций, в которых получают преимущество два коня против двух слонов.
4. Больше экспериментировать в дебюте. Основываясь на личном теоретически-литературном опыте, я могу заявить, что ни одна из раз работанных мной дебютных систем и ходов не были плодом домашнего анализа. Атака
Панова в защите Каро-Канн была вначале применена несколько раз за доской, а потом уже под эту систему была подведена теоретическая база. Так же на базе практической критики недостатков дебюта Бенони возникла атака Панова и ряд более мелких систем и ходов.
5. Необходимо больше доверять интуиции и иметь смелость идти ощупью, наугад, в продолжениях, где расчет и общие принципы не могут помочь.
6. Учиться у старых мастеров (в первую очередь у Цукерторта, Чигорина и Харузека, а из новых - в первую очередь у Капабланки, Рети и Шпильмана) умению строить игру и свои замыслы исключительно на конкретной оценке каждой данной позиции.
7. В современной турнирной борьбе решающее значение имеют освоение позиционной техники реализации уже достигнутого преимущества и искусство эндшпиля, особенно сложного (не чисто технического). Овладев этими двумя достоинствами, можно смело пускаться в самый рискованный и неизведанный путь.
8. При изучении дебютной теории не следует заучивать бесконечные варианты, а надо трлько знать основные идеи атаки и защиты в данном дебюте, и даже в эти идеи следует пытаться внести принципиальные усовершенствования. Примером такого дебютного новатора, занимающегося не поисками усиления того или иного
второстепенного варианта, а ставящего в каждом дебюте принципиально новые проблемы, является Раузер.
9. Необходимо помнить приведенную в начале этой статьи цитату из книги Рети, к которой можно присоединить еще глубокую мысль Нимцовича, выдвигаемую им как психологическую основу каждой турнирной партии: «Надо иметь в виду, что все это (т. е. выигрыш или проигрыш - В. П.) не есть вопрос жизни или смерти, все это не так уж важно».
И в заключение - два практических пожелания:
10. Нужно издать ряд небольших монографий - сборников партий крупнейших, но почти забытых мастеров: Андерсена, Цукерторта, Яновского, Харузека, Пильсбери, Шпильмана, Тейхмана и, может быть, некоторых других.
11. Устраивать как можно чаще тренировочные турниры мастеров, лишенные какого бы то ни было отборочного или квалификационного значения, где мастера могли бы вволю экспериментировать и искать новые пути.
Возможно, что эта статья вызовет возражения, возможно, что часть читателей и некоторые мастера не согласятся с рядом высказанных здесь мыслей. Но даже и при этих условиях я надеюсь, что эта статья вызовет некоторое движение в современной шахматной теории - и этим ее появление будет уже оправданно.


[ К списку статей ] [ Вверх ]

 

 
  Andry Shutov, 2001-2005. Design by OSA Company.   практика и теория  
   
Hosted by uCoz