|
Немного
о шахматах
Дебюты, которые мы выбираем
Практика и теория игры
Шахматная мысль в развитии
Мы все играем понемногу...
Шахматные базы
Шахматизмы
Гостевая
книга
Где можно поиграть?
<<< Главная
страница |
|
ШАХМАТИЗМЫ |
ЧЕМПИОНЫ МИРА О СТЕЙНИЦЕ
М. Ботвинник.
Стейниц отказался от романтического стиля игры... Появилось
учение об использовании пешечных слабостей, о медленном, постепенном
накоплении преимуществ, важности овладения открытыми линиями,
силе стесненных позиций... Школа Стейница в свое время сыграла
положительную роль в совершенствовании шахматного мастерства.
Она нанесла решающий удар представителям "старой"
школы, подняла позиционную технику на значительную высоту
(1951).
В. Смыслов.
Популяризатор идей Стейница Тарраш сделал их доступными любителям
шахмат. Благодаря ему я понял и оценил по достоинству значение
теории Стейница, первого шахматного философа (1979).
Можно сказать, что весь путь шахматной истории - это отражение
развития человеческой мысли, и каждая эпоха рождала своих
ярких представителей: В. Стейниц (поиск истины), Эм. Ласкер
(философия), Капабланка (расцвет логики), А. Алехин (возврат
к романтизму) (1970).
|
|
|
|
|
|
Сомнения мастера
В.Н. Панов ("Шахматы в СССР", №9, 1940)
Страница: 1 2 3 [ 4
]
О СОВРЕМЕННЫХ АНАЛИЗАХ
Впрочем, я хочу подчеркнуть, что я далеко не против изучения дебютных
теоретических вариантов. Наоборот, их необходимо изучать по двум причинам:
1) чтобы не бояться на них идти; 2) чтобы ими не пользоваться, а пролагать
новые пути.
К сожалению, теоретические анализы и руководства, как правило, строются
по очень странной системе. Выписываются все партии, игранные за последний
десяток лет, независимо от силы партнеров, их теоретической авторитетности
и объективной силы продолжения. Все это классифицируется, оценивается
финальная позиция
каждого подварианта (примерно около 20-го хода), и это преподносится читателю
как теоретическое достижение. Почему именно сделан тот или иной ход, читателю
не объясняется, но ему любезно предоставлено петушье право копаться в
этой «теоретической» груде, ища практическую жемчужину.
Я считаю единственно правильным другой метод составления теоретических
статей. В каждом существенном подварианте на основе критически проработанного
материала аналитик должен отобрать лучшие ходы за ту и другую сторону
с объяснением их достоинства.
В конце же, а может быть перед началом такого анализа, надо давать вводную
часть, освещающую идеи данного варианта: т. е. к чему должны стремиться
белые и как должны строить защиту черные.
Только такой метод, применявшийся Таррашем, Алехиным и отчасти Тартаковером
и Л аскером, ценен и имеет шансы на долговечность.
Ни для кого не секрет, что сданные в архив старинные ходы вдруг возникают
через несколько десятков лет как модные и сильнейшие продолжения. Для
примера укажем хотя бы на вариант 1.e4 e6 2.d4 d5 3.Nc3 Bb4, который
в учебниках прошлого столетия имел оценку «хорошо», в учебниках прошлого
десятилетия оценку «малоудовлетворительно», а в современных анализах -
оценку «отлично». Или вот еще ультрасовременный вариант дракона - последний
крик моды!
Фриц - Мэкензи (Франкфуртский турнир, 1887). 1.e4 c5 2.Nf3
Nc6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 g6 5.Be3 Bg7 6.Nc3 Nf6 7.Be2 d6 8.Qd2 и т. д.
Задача аналитика - вдохнуть новые тактические и стратегические идеи в
такие реставрированные варианты, критически относясь буквально к каждому
ходу. В качестве хорошего примера можно привести партию Тартаковер
- Чайес (Карлсбад, 1923), где белые играли гамбит Эванса и в этом,
казалось бы до дыр изношенном и изученном, дебюте впервые за все время
его существования применили длинную рокировку и блестяще выиграли.
Напомним и венскую партию Алехин - Эйве, 1937. Безусловно, можно и нужно
воскресить или найти здоровые позиционно-комбинационные продолжения в
королевском гамбите, в шотландских партиях и гамбите, в английской партии,
а за черных - в гамбите Стаунтона, дебюте Нимцовича, в контргамбите Альбина
и т. п.
ВЫВОДЫ И ПОЖЕЛАНИЯ
Сознавая, что данная статья является только первой попыткой толкнуть современную
теоретическую мысль на новые пути, я вкратце формулирую ряд, может быть,
бессистемных, но своевременных пожеланий, своего рода творческий наказ
советским мастерам.
1. Необходим коренной пересмотр всей теории дебютов в сторону риска,
фантазии и омолаживания их новыми стратегическими идеями.
2. Не бояться идти на некорректные продолжения, даже в изученных
дебютах. Лишь бы они были достаточно сложными и дающими простор для творческого
воображения.
3. Нужно избегать шаблона, отрешиться от само собой разумеющихся
выводов. Известно, например, общее место о том, что два слона дают преимущество.
Но есть тысячи позиций, в которых получают преимущество два коня против
двух слонов.
4. Больше экспериментировать в дебюте. Основываясь на личном теоретически-литературном
опыте, я могу заявить, что ни одна из раз работанных мной дебютных систем
и ходов не были плодом домашнего анализа. Атака
Панова в защите Каро-Канн была вначале применена несколько раз за доской,
а потом уже под эту систему была подведена теоретическая база. Так же
на базе практической критики недостатков дебюта Бенони возникла атака
Панова и ряд более мелких систем и ходов.
5. Необходимо больше доверять интуиции и иметь смелость идти ощупью,
наугад, в продолжениях, где расчет и общие принципы не могут помочь.
6. Учиться у старых мастеров (в первую очередь у Цукерторта, Чигорина
и Харузека, а из новых - в первую очередь у Капабланки, Рети и Шпильмана)
умению строить игру и свои замыслы исключительно на конкретной оценке
каждой данной позиции.
7. В современной турнирной борьбе решающее значение имеют освоение
позиционной техники реализации уже достигнутого преимущества и искусство
эндшпиля, особенно сложного (не чисто технического). Овладев этими двумя
достоинствами, можно смело пускаться в самый рискованный и неизведанный
путь.
8. При изучении дебютной теории не следует заучивать бесконечные
варианты, а надо трлько знать основные идеи атаки и защиты в данном дебюте,
и даже в эти идеи следует пытаться внести принципиальные усовершенствования.
Примером такого дебютного новатора, занимающегося не поисками усиления
того или иного
второстепенного варианта, а ставящего в каждом дебюте принципиально новые
проблемы, является Раузер.
9. Необходимо помнить приведенную в начале этой статьи цитату из
книги Рети, к которой можно присоединить еще глубокую мысль Нимцовича,
выдвигаемую им как психологическую основу каждой турнирной партии: «Надо
иметь в виду, что все это (т. е. выигрыш или проигрыш - В. П.) не есть
вопрос жизни или смерти, все это не так уж важно».
И в заключение - два практических пожелания:
10. Нужно издать ряд небольших монографий - сборников партий крупнейших,
но почти забытых мастеров: Андерсена, Цукерторта, Яновского, Харузека,
Пильсбери, Шпильмана, Тейхмана и, может быть, некоторых других.
11. Устраивать как можно чаще тренировочные турниры мастеров, лишенные
какого бы то ни было отборочного или квалификационного значения, где мастера
могли бы вволю экспериментировать и искать новые пути.
Возможно, что эта статья вызовет возражения, возможно, что часть читателей
и некоторые мастера не согласятся с рядом высказанных здесь мыслей. Но
даже и при этих условиях я надеюсь, что эта статья вызовет некоторое движение
в современной шахматной теории - и этим ее появление будет уже оправданно.
|
|
|