|
|
|
|
|
Теория тактики
29.03.2001, Ю.Л. Авербах ("Шахматы в СССР",
№1, 1987)
Страница: 1 [ 2
] 3 4
Ступеньки атаки
В процессе борьбы, когда силы противников сблизились, сражающиеся стороны
стараются добиться материального перевеса и с этой целью своими фигурами
атакуют фигуры неприятеля. Рассмотрим элементарные ситуации, когда какая-нибудь
фигура нападает на короля.
Здесь представлена атака короля конем.
Конь нападает с полей, обозначенных цифрой 0, на короля. С полей, обозначенных
цифрой 1, конь угрожает напасть на короля; с полей, обозначенных цифрой
2, конь может создать угрозу нападения только через ход; с полей, обозначенных
цифрой 3, - через два хода и т. д. Можно сказать, что, стремясь атаковать
короля, конь движется как бы по ступенькам, которые назовем ступеньками
атаки.
Конечно, конь не быстроходен и не дальнобоен. Чтобы напасть на фигуру
противника, он должен сначала к ней приблизиться. Однако ступеньки атаки
можно увидеть также у других фигур.
Рассмотрим, например, атаку короля слоном.
И здесь есть поля, с которых слон нападает на короля; есть поля, с которых
слон угрожает на него напасть (угроза первого порядка); и есть поля, с
которых слон только может создать угрозу нападения (угроза второго порядка).
Как показывает следующая позиция, ступеньки
атаки можно установить и при борьбе слона с конем, когда цель - выключить
коня из игры.
Если с поля е5 слон способен стреножить коня, а с полей, обозначенных
цифрой 1, угрожает попасть на поле е5, то с полей, обозначенных цифрой
2, он только грозит создать угрозу выключения (угроза второго порядка).
Еще труднее слону осуществить эту задачу с полей, обозначенных цифрой
3 (угроза третьего порядка).
Ступеньки атаки возникают во всех случаях борьбы фигур. Их можно обнаружить,
например, и в эндшпиле, когда пешка движется в ферзи, а король противника
устремляется вдогонку.
С полей, входящих в квадрат а1—а5—е5—е1,
король настигает пешку а5, с полей большего квадрата а6—а1—f6—f1 создает
угрозу догнать пешку, и с полей квадрата а7—а1—g7—g1 король еще не угрожает
догнать пешку, но при своем ходе может выйти на угрожающую позицию.
Ступеньки атаки можно установить и в позициях, где нападение осуществляется
несколькими фигурами. Вот, например, элементарный случай матования одинокого
короля ферзем и королем.
Все позиции ферзя распадаются на три группы.
С первых, обозначенных цифрой 0, дается мат. С полей, обозначенных цифрой
1, грозит мат в один ход. С полей, обозначенных цифрой 2, угрозы дать
мат в один ход нет.
Таким образом, в процессе матования ферзь с полей, обозначенных цифрой
2, совершает тройной прыжок, как бы движется по ступенькам - сначала угрозы
мата в один ход нет, затем она возникает и на третьей дается мат.
Читатель, вероятно, обратил внимание на то, что с полей, обозначенных
цифрой 2, тоже грозил мат, но не в один, а в два хода. Поэтому и здесь
сначала возникает угроза второго порядка, а затем уже первого.
Общий вывод: при атаке нападающие фигуры, прежде чем нанести удар,
движутся как бы по ступенькам, постепенно наращивая угрозу. Нападения
и угрозы (причем, как мы увидели, угрозы могут быть различных порядков)
представляют собой элементарные средства атаки.
|
|